Праздник сенокоса: в горной Осетии отмечают Атынаг

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В воскресенье в горных районах Южной Осетии - Урстуалта, Цалагом, Тлигом, части сел Кударского ущелья, некоторых районах Северной Осетии, в Тырсыгом отмечают один из самых древних и любимых праздников осетин - Атынаг. В какую бы часть света судьба не забросила выходцев из этих мест, праздник предков - Атынаг - остается для них знаковой датой.

По мнению историка и этнографа Роберта Кулумбегова, привязка традиционных религиозных праздников в Осетии к определенным датам, в большинстве своем, условная.

"Лишь часть соотносится с определенным днем, в них присутствует христианское начало, другие связаны с хозяйственным циклом и отмечаются в привязке к природному циклу. К последним относится, например, праздник Атынаг, приуроченный к началу сенокоса в горной полосе Осетии. Срок празднования в традиционном религиозном календаре обычно отсчитывается от Пасхи, но это исчисление имеет более позднюю традицию. Раньше счет велся по лунному календарю, но после того, как люди, умеющие производить исчисления стали редкостью, то для простоты перешли к пасхальным расчетам. Что, конечно же, удобно для исчисления, но не всегда верно. К примеру, сроки созревания травы в горах никак не зависят от времени празднования Пасхи, ранее празднование Атынаг приходилось на конец июля или начало августа, когда в горах травостой. Так, в Ерманской котловине, которая расположена выше всех селений Южной Осетии, праздник, предваряющий сенокос отмечался еще раньше. И ко времени, определяемом сегодня в соотношении с Пасхой, трава для покоса еще не вызревает в полной мере. Поэтому, в селении Ерман хотя и отмечают праздник начала сенокоса «Цыргъы-дзуар» по новой методике, но непосредственно к косовице приступают только при вызревании трав. В остальной части горной Осетии праздник Атынаг проходит в воскресенье", - пишет Кулумбегов.

Атынаг - это праздник даров природы, праздник перехода от лета к осени. Косить сено до Атынага строго настрого запрещалось. Считалось, что высшие силы накажут. Нарушавшие правило штрафовались быками. Божественно-мифологические истоки праздника описаны даже в словарях.

Атынаг - в осетинской мифологии божество, покровитель плодородия, посылающий обилие трав и помогающий удачному завершению полевых работ. Перед началом сенокоса в честь Атынаг устраивали пиршество, на котором не было мясных блюд.

В Южной Осетии наиболее широко Атынаг отмечают в селении Рук в святилище «Хисты-дзуар».

Рядом с этим святым местом находится и православный храм XVIII века, построенный «Обществом восстановления православного христианства на Кавказе». равославные храмы в Осетии, как правило строились вблизи или на месте древних святилищ - в месте "энергетической силы"

Само святилище представляет собой огороженную каменной кладкой площадку на вершине возвышенности. Как пишет Роберт Кулумбегов " это своего рода алтарная часть, где имел право находиться только священнослужитель «дзуары-лаг». Сегодня на эту сакральную территорию заходят люди, которые отличаются только умением складно произносить молитвы. Паломники подходят к каменному парапету, ставят свои подношения, человек внутри ограды произносит набор молитв. После паломники идут к колоколу и звонят в него три раза, затем можно и перейти к застолью".

Особая история у колокола святилища. Изготовлен он был в старину и весит 110 кг. Старшие жители Рук вспоминают, что в советское время три человека сняли его в святилище и перенесли на сельскую площадь по распоряжению легендарной Марты Плиевой - председателя колхоза. Рассказывают, что одним из них был ее родственник. Двое из них попали под лавину, в результате чего один погиб, второй ослеп. Причем, легенда сохранила, что снег, как чудо невиданное, спровоцировавший лавину, пошел неожиданно летом - на Атынаг. Действительно ли произошла природная аномалия, или это или художественный вымысел, но бедствия с теми, кто пытался нарушить священность места - факт. В 60-ые годы колокол был возвращен в святилище. В "смутные" 90-ые годы он был похищен неизвестными злоумышленниками. Два года о судьбе реликвии ничего не было известно, пока колокол не оказался снова во дворе святилища. Рассказывают, что с грабителями стали происходить несчастья.

Праздник Атынаг готовился под руководством старейшин, которые отвечали за сбор средств на покупку жертвенного животного и производство араки и осетинского пива, а младшие обходили соседние селения и приглашали всех в святилище на празднество. Празднование начиналось с вознесения молитвы старшими – они просили Бога и Атынага послать им хороший урожай, чтобы встретить зиму. Кроме мяса жертвенного животного обязательными атрибутами праздничного застолья были три традиционных осетинских пирога, арака и осетинское пиво.

Кувд начинался с молитвы старшего: «Да будет нам Божья благодать и благодать сотворенных Им дзуаров! Да будет нам благодать Атынага, да ниспошлет он нам такое счастье, чтобы мы каждый год встречали его праздник здоровыми и довольными! Да пожелает нам око Атынага, чтобы люди взялись за косы свои в благословенный день, чтобы зима встретила нас изобилием хлеба и скота».

Праздник проходил весело, с песнями, с танцами.

Какая бы погода ни стояла, люди шли на сенокос, работали до обеда, а потом вновь садились за пиршественные столы.

Однако праздник не ограничивался только этим. Если в семье рос сын или родители считали, что он уже достаточно взрослый, то на Атынаг его посылали вместе со всеми на сенокос. Это было очень важным событием в жизни юноши: он как бы символически вступал во взрослую жизнь. В этот день он впервые ощущал, какой тяжелый долг ложится на его плечи — ответственность за семью — и отныне эту ответственность он будет нести наравне со взрослыми мужчинами.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest